РЕШЕНИЕ по делу № 3-21-268/77-18
25 мая 2019, 16:17
Тип документа:
План-график

ПО/65727/18 от 29.12.2018

 

Управа района Новокосино

 

Суздальская ул., д. 20, г. Москва,

111673

 

upravanovokosino@mos.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-21-268/77-18

 

«19» декабря 2018

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии – <...>,

членов Комиссии – <...>, <...>

рассмотрев дело № 3 21 268/77 18 по признакам нарушения Управой района Новокосино части 10.1 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении в период с августа 2018 года по настоящее время на сайтах novokosino.mos.ru, novokosino.vaonews.ru рекламы фестиваля пива «Красный Лис» в ресторане «Ганс и Марта»,

в присутствии представителя Управы района Новокосино в лице <...> (по доверенности № 28 КИСХ от 26.11.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело №  3 21 268/77 18 возбуждено Московским УФАС России на основании обращений физических лиц относительно распространения в период с августа 2018 года рекламы фестиваля пива «Красный Лис» в ресторане «Ганс и Марта».

 

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 10.1 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с отсутствием указания на категорию информационной продукции в соответствии с требованиями Закона о защите детей от информации.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Управа района Новокосино (адрес: Суздальская ул., д. 20, г. Москва, 111673) является территориальным органом исполнительной власти города Москвы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно представленным в материалах дела документам и сведениям, в сети Интернет на сайтах novokosino.mos.ru, novokosino.vaonews.ruс размещалась спорная реклама следующего содержания: «По случаю празднования Дня города в районе пройдет Фестиваль британского пива. Жителей новокосина ждут на Фестивале британского пива «Красный лис» 7 сентября. Гостей праздника приглашают в ресторан «Ганс и Марта», расположенный в адресу: Салтыковская улица, д. 15Г. В ходе фестиваля новокосинцы погрузятся в атмосферу аутентичной Англии....», сопровождающаяся, в том числе, изображением ресторана.

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пиву, продавцу пива), а также фестивалю «Красный лис», а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Управа района Новокосино полагает, что содержащееся на официальном сайте Управы района Новокосино сообщение не является рекламой, так как направлено на информирование жителей района о программе празднования Дня города и никакого отношения к рекламе объекта торговли не имеет. Также с рекламодателями не заключались договора на размещение (распространение) рекламы.

Однако Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама распространялась в сети «Интернет», а следовательно круг лиц, на восприятие которых она направлена, не ограничен.

Вместе с тем, когда размещаемая на сайте или странице в социальной сети информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций, такая информация может быть признана рекламой.

Рассматриваемое сообщение представляет собой материал посвященный фестивалю пива, с указанием наименования фестиваля и места его проведения (к статье приложена фотография заведения «Ганс и Марта», что содержит средства их индивидуализации), что в совокупности привлекает внимание, формирование и поддержание интереса к алкогольной продукции и его продавцу, а именно к определенному продавцу пива. Указанная информация доводится до неопределенного круга лиц и выделяет ресторан «Ганс и Марта» на фоне аналогичных ресторанов, осуществляющие такую же деятельность в районе Новокосино, дает, в том числе, положительную оценку мероприятия «Фестиваль британского пива», таким образом, формируя и поддерживая потребительский интерес, способствующий продвижению продавца алкогольной продукции.

Таким образом, спорная информация направлена на привлечение внимания потребителя к определенному товару и продавцу.

В рекламе отсутствует обращение, что свидетельствует о неопределенности круга получателей такой рекламы.

Под неопределенным кругом лиц в целях Закона о рекламе понимаются те лица, которые не могут быть заранее персонифицировано определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама воспринимается Комиссией Московского УФАС России как комплексная, содержащая ряд объектов рекламирования — алкогольная продукция, имеющаяся в продаже и продавец алкогольной продукции. По своему смыслу статья вызывает однозначную ассоциацию именно с алкогольной продукцией, стимулирует рост потребительского интереса к такой продукции, желание посетить данное мероприятие, посвященное пиву.

Проводя границу между аналитическим, информационным материалом и рекламой, Комиссией Московского УФАС России учитывается, в первую очередь, направленность информационного сообщения в средстве массовой информации или в сети Интернет, цель извещения потребителя (читателя) о предоставляемой ему информации.

Данная информация по своему содержанию однозначно призвана продвинуть на рынке алкогольную продукцию, привлечь потребителя к ней, оценивается Комиссией Московского УФАС России именно в ее комплексном характере.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к однозначному выводу, что, не смотря на доводы Управы района Новокосино, спорная информация на сайте является рекламой в понимании статьи 3 Закона о рекламе и полностью должно отвечать требованиям Закона о рекламе.

Относительно довода об отсутствии договора на распространение рассматриваемой информации Комиссия Московского УФАС России приходит к

следующим выводам. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена прямая заинтересованность владельца либо пользователя сайта в рекламе отдельных видов товаров на электронном ресурсе, данная характеристика не является квалифицирующим признаком установления факта рекламы и понятий рекламодателя и рекламораспространителя, как и договорные отношения с третьими лицами. Следовательно отсутствие какого-либо договора либо бездоговорного возмещения не исключает рекламный характер распространяемых сведений.

Согласно части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей от информации, без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закон о защите детей от информации, информационной продукцией является предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о защите детей от информации, под зрелищным мероприятием понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

В соответствии с общедоступными источниками, в том числе сетью Интернет, Комиссией Московского УФАС установлено, что на рекламируемое мероприятие вход был свободный.

Из предоставленного сообщения также следует, что на Фестивале пива, помимо алкогольной продукции будут тематические оформления интерьера, выступления артистов, диджея, ведущего, кавер-групп на открытой сцене. А также любой желающий может стать участником соревнований и конкурсов.

Исходя из изложенного следует вывод о присутствии на рассматриваемом мероприятии зрителей, а равно указанное мероприятие является местом, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Таким образом, Фестиваль пива является зрелищным мероприятием, а следовательно, данный объект подпадает под понятие информационной продукции, установленное пунктом 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации.

Между тем, в рассматриваемой рекламе отсутствует указание категории данной информационной продукции, что свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения.

Учитывая изложенные в рекламе сведения, главной целью было привлечение внимания потребителя, в том числе к пиву и месту его реализации, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае объектом рекламирования является алкогольная продукция и продавец алкогольной продукции.

На основании изложенного Комиссией Московского УФАС России установлен факт нарушения части 10.1 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе несет ответственность рекламораспространитель.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

В соответствии с представленными в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама была распространена на сайтах novokosino.mos.ru, novokosino.vaonews.ru, которые принадлежат Управе района Новокосино, что лицом не оспаривается.

Таким образом, ответственность за вменяемое нарушение несет Управа района Новокосино.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:
 

Признать Управу района Новокосино нарушившей часть 10.1 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе при распространении на сайтах novokosino.mos.ru, novokosino.vaonews.ru рекламы фестиваля пива «Красный Лис» в ресторане «Ганс и Марта».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <...>

Наверх